Кради как художник. Книга-индульгенция

кради как художник остин клеон рецензия

Привет. Сначала я поделюсь парой мыслей на тему воровства идей, а потом расскажу свои впечатления от книги и блокнота Остина Клеона «Кради как художник».

Я часто краду идеи. Идеи крадут и у меня. И вот что я заметила: это удивительно, но обычно о краже идей больше всего пишут те, кто сам крадет их чаще остальных. Наверное, по принципу “что болит”. И вроде как написал, что слизали идею, но ты вопреки всему идешь дальше, – и ты сразу стоишь весь в белом и ни при чем, и сам – ни-ни. Только у тебя в голове рождаются оригинальные мысли, только тебе снится таблица Менделеева по ночам, только ты первый и самый гениальный что-то придумал, ага.

Я считаю, что красть идеи нужно, и это круто. И ничего ужасного в этом нет. Если не наблюдать за чужим творчеством, то ничего своего не придумаешь, потому что из воздуха идеи точно не рождаются. Наш мозг – не вакуум, это каша из всего, что нас окружает. И никакие образы не появляются извне. Они – результат переработки того, что мы видим, слышим и чувствуем. Но важно отличать слепое копирование от переработки идеи и адаптации ее под себя.

Копируй и добавляй что-то от себя, пропускай через свою призму, и тогда получится хорошая идея.

Когда я начинала работать копирайтером, то часто встречала совет завести специальную папочку для собирания крутых идей из текстов. Не для того чтобы их копировать, а чтобы вдохновляться и писать по-своему, и знать, что можно еще так и вот так сделать. А при необходимости что-то доставать оттуда и адаптировать по-своему.

кради как художник остин клеон рецензия

Важна насмотренность

Я постоянно повторяю это на консультациях по блогингу: если вы хотите создать свой блог, то сходите сначала прочитайте несколько десятков блогов по вашей и не вашей теме. Не для того чтобы слизать оттуда идеи, а чтобы понять, как вообще строится процесс.

Похожими мыслями делилась со мной в интервью Таня Иванова:

— Что бы ты посоветовала тем, кто сейчас сидит, читает других (и это интервью, в том числе) и думает: «Хочу свой блог»?

— Тем, кто сидит и читает других, я бы посоветовала читать внимательнее, потому что, если они только сидят и читают – ну и слава богу. А вот если люди предпринимают уже какие-то попытки, то им нужно просто посмотреть на тех, кто уже делает хорошо, но обойтись без копирования. Сейчас объясню: вот я считаю, что ты делаешь хорошо, а мой прекрасный блог под названием «агентство позапрошлогодних новостей» благополучно скопытился. И предположим, что я снова хочу стать блогером – я посмотрю на твой блог и пойму, что людям интересно, когда есть одна какая-то большая тема и ты эту ему крутишь с разных сторон, где-то давая советы, где-то выступая экспертом. Потом я посмотрю, как регулярно ты выходишь. Предположим, ты выходишь два раза в неделю, и я пойму, что регулярность – это важно. Посмотрю, в каких сообществах ты общаешься, возможно, вступлю в эти сообщества. То есть, какие-то вот такие мелкие нюансы можно подмечать, чтобы составить свой первоначальный план действий, в таком копировании – механики процесса – нет ничего страшного. Будет хуже, если я попробую создать твой полный прототип. В общем, я считаю, что для человека, который только начинает, очень важно пройтись и посмотреть на лидеров в своей отрасли и перенять у них желание развиваться.

кради как художник остин клеон рецензия

Я верю, что ни одна идея ничего не стоит без реализации.

Есть такое понятие как информационное поле. Это пространство, откуда берутся все идеи. И не случайно я могу в ленте фейсбука увидеть за день, например, 3 статьи про страхи и думать о своей такой же. Не потому, что мы все друг у друга сперли гениальную тему, а мы действительно одновременно про это подумали и написали, да.

Поэтому предлагаю закончить истерию на тему «сперли идею» и спокойно пилить свои проекты и починять свой примус дальше. 

В качестве вишенки на торте приведу цитату из интервью с Сергеем Курловичем (основатель Invisible, крутого сервиса доставки вина, у них невероятный блог и рассылка), где он сказал: «Если ты проиграешь, потому что рассказал конкурентам 20 цифр, то туда тебе и дорога».

кради как художник остин клеон рецензия

Так и с блогами, и другими проектами: идей много, а крутых реализаций не очень. Но я все же стараюсь давать ссылки на тех, кто меня вдохновил. Считаю, что так более честно.


А теперь пара слов про книгу

кради как художник остин клеон рецензия

Что понравилось: Настоящая индульгенция для тех, кто крал идеи или честно изобретал чужое (как тот аранжировщик из фильма «Ландыш серебристый» и мучился от этого. Теперь они научатся делать все правильно и не мучить свою бедную творческую совесть.

Что не понравилось: Книжка – не книжка, а скорее сборник цитат. Как сказала Маша Вегеш, ее можно уместить на 10 страницах А4. Да, можно, но листать ее довольно приятно. И как подарок она просто идеальна.

кради как художник остин клеон рецензия

Для кого эта книга: Для исстрадавшихся творческих душ, которые думают, что однажды их осенит клевая идея из ниоткуда.

Смысл книги в двух словах: Кради и не парься, все так делают.

Купить книгу можно в Озоне, Лабиринте и на сайте МИФ.


Творческий блокнот

кради как художник остин клеон рецензия

Остин Клеон решил пойти дальше и после книги выпустил творческий блокнот по ее мотивам. Я стараюсь по утрам заполнять хотя бы по одной страничке, а иногда сразу несколько заполняю. Вот тут ниже фотки тех, что мне отдельно понравились. Зацените прикольный кармашек в конце блокнота.

Таскать его везде с собой не вижу смысла, но по утрам это прикольный способ проснуться – сделать парочку заданий оттуда. Хотя я в целом довольно скептически отношусь к подобного рода творческим дневникам, которыми сейчас завалены витрины каждого издательства (видимо, я назаполнялась девочковых анкеток в школе). Но этот мне понравился.

Купить блокнот можно в Озоне, Лабиринте и на сайте МИФ.


А в комментариях с удовольствием поболтаю на тему содранных идей – вами и у вас. Потому что все мы не без греха.

comments powered by HyperComments
Поделиться:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: